derrickdon (derrickdon) wrote,
derrickdon
derrickdon

Этнос и нация. Ч. 2 Русский этногенез, начало


Для начала должен повторить постулаты, которые легли в основу моего анализа.

1. Этнос - понятие субъективное и трудно детерминируемое. Очень легко меняющееся и понимаемое скорее интуитивно, нежели доказательно.
2. Нация, - напротив, объективное и субъектное ПОЛИТИЧЕСКОЕ понятие, детерминированное и институализированное.
3. Нация первична по отношению к этносу.
4. Нация - понятие аристократическое, или, если угодно, элитарное. Поскольку возникает сначала внутри элиты, постепенно распространяясь на другие социальные группы населения, по мере активного их включения в политическую субъектность (принятие политических решений путем прямой или представительской демократии).

Перехожу от теории к практике.В отношении этногенеза древнерусского этноса я встречаю противоположные крайности: свидомые украинцы экстраполируют существование украинцев на тысячелетие назад, а русские имперцы считают, что раз украинцев раньше не было, то значит их нет и сейчас. "Нет Украины, есть украинство, как болезнь", - как сказал экс-чиновник Кремля Асламбек Сурков, после пинка под зад за провал "Норманнского формата".
Рассмотрим эти заблуждения с точки зрения вышеизложенных постулатов.

Итак, государство Русь изначально возникает с призванием варягов-руси на Приильменье, которое является важным звеном Великого торгового Волжского пути "из варяг в хазары", на землях союза племен словен ильменских (выходцев с Западной Балтики), чуди (эстов), веси (вепсов), мери (трудно определяемое финское племя) и кривичей (славян с балтским субстратом). Географически местность прохождения этого участка Волжского торгового пути примерно маркируется Изборском кривичей на Западе, и Белоозером веси, а также Сарским городищем (Ростовом Великим) мери на востоке. Выход в варяги осуществляется через Ладогу, которая находится на землях чуди, но контролируется словенами ильменскими.
В дальнейшем варяг из дружины Рюрика Аскольд со своими людьми спускается по Днепру, где берет под контроль речную торговлю по Днепру "из варяг в греки", захватив Киев, племенной центр полян или построенный хазарами торговый опорный центр на земле полян.
После смерти Рюрика его родич Олег с сыном Рюрика Игорем захватывает Киев, после чего переносит туда княжескую ставку. Потом он покоряет окружающие земли древлян, радимичей, северян и воюет с уличами и тиверцами, населяющими Подолье и Приднестровье.
Таким образом, государство Русь изначально "двухъядерное", где Новгород и Киев являются важными торговыми опорными центрами, причем эти центры географически отделены друг от друга. Промежуточным звеном между ними является еще один торговый центр, Смоленск (Гнездово) и Полоцк. Оба расположены на земле кривичей.

Важно! Несмотря на то, что южное ядро с центром в Киеве было преобладающе славянским, а северное - славяно-финно-балтским, доминирующим языком и там и там был славянский, хотя и в разных диалектах, как доказал видный специалист по славянской лингвистике Андрей Зализняк.

Итак, государство Русь создала некая прото-нация русь, которая являлась СУБЪЕКТОМ создания Руси, имела ИНСТИТУТЫ своей субъектности (княжеская власть, свод законов "Русская правда", а впоследствии и другие, о чем скажу ниже). Изначально термином русь, как мы это видим в ПВЛ, обозначалась именно элита, те самые варяги-русь, которые и упоминаются под этим именем в ПВЛ.

идоша за море к Варѧгом̑ . к Руси . сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє . друзии же Оурмани . Аньглѧне . инѣи и Готе . тако и си ркоша . Русь . Чюдь . Словенѣ . Кривичи . и всѧ землѧ наша велика . и ѡбилна . а нарѧда въ неи нѣтъ . да поидете кнѧжит̑ и володѣть нами . и изъбрашасѧ . триє брата . с роды своими . и поӕша по собѣ всю Русь . и придоша къ Словѣномъ пѣрвѣє . и срубиша город̑ Ладогу . и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ . а другии Синєоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ . и ѿ тѣхъ Варѧгъ . прозвасѧ Рускаӕ землѧ
[ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 1-21.]

ПВЛ ничего не говорит об этническом составе первой руси, но не исключено, что он изначально был пестрым, включая в себя, кроме скандинавов еще и балтов, балтских славян, а возможно и финнов.
Более понятным становится этнический состав руси во время похода Олега на Киев

В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃ [6390 (882)] ❙ Поиде Ѡлгъ поємъ вои свои многы . Варѧгы Чюдь. Словѣны . Мѣрю . Весь . Кривичи ..............................
и сѣде Ѡлегъ . кнѧжа в Кыєвѣ . и реч̑ Ѡлегъ . се буди мт҃(и) городом̑ Рус̑скымъ . и бѣша оу него Словѣни . и В(а)рѧзи . и прочии прозвашасѧ Русью .

[ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 1-21.]

Не следует считать, что термин русь распространялся на ВСЕХ кривичей, мерю, словен или чудь. Нет, только на княжих людей, - дружину, купцов, дворню и т.д. Это становится понятно, по тому, как детерминируется русин в Русской правде:

аче ли боудеть роусинъ, любо гридь , любо коупець , любо тивунъ боӕрескъ , любо мечникъ , любо изгои, любо словенинъ
Правда Роуськаӕ.А (Синодальний ізвод)

Гридь и мечник - это воины князя, тивун - чиновник, купец понятно, изгой - это выходец из их же среды, потерявший по разным причинам этот статус, а словянин - это новгородский горожанин, поскольку Русская правда писалась изначально для Новгорода, где, в отличии от Киева, князь не мог вершить суд лично.

Замечу, что название русь, будучи сначала обозначением княжеского окружения, первым распространилось именно на горожан, как активное население, участвующее в управлении государства путем веча. Но, как мы понимаем, вся эта русь со всеми горожанами составляла дай бог несколько процентов от населения всего государства.
А что же с этническим самосознанием остальных, подавляющего населения страны, пахарей-земледельцев? Оно либо держалось на племенном самосознании, либо отсутствовало вовсе, за ненадобностью. Люди в селах мыслили себя частью общности села, и им не было нужды заглядывать глубже. "Тутэйшие" - вот и весь сказ. В лучшем случае они себя мыслили как тухольцы из "Захара Беркута" Ивана Франко: "Все, що він робив, що говорив, що думав, те робив, говорив і думав він з поглядом на добро і хосен інших, а поперед усього громади. Громада — то був його світ, то була ціль його життя."
Правда с определенного момента, появился еще один институциональный фактор....Православная церковь.
Для людей тех времен конфессиональное самоопределение было и важным и понятным (в отличии от этнического). Поэтому, православие стало определяющим фактором общей самоидентификации населения Руси. А то, что православие пришло на Русь именно в славянском языковом варианте, стало важным фактором ославянивания племен Севера Руси.
Вообще племенная идентичность у населения Руси еще долго оставалась, в силу традиции, однако она теряла политический смысл. Они жили теперь не на земле полян, древлян, мери, кривичей, а в "Русской (православной) земле, а впоследствии, с образованием вотчин и княжеств, на территории конкретного княжества. Поэтому племенная идентичность постепенно заменяется региональной. Вместо кривичей появляются псковичи, смоляне, полочане, вместо северян черниговцы, вместо мери ростовчане, а поляне, поскольку жили в великокняжеском домене, исчезли, как народность, раньше других. Если еще в походе Игоря поляне перечисляются наряду с другими племенами и русью, то после этого события не упоминаются вовсе. Поскольку они были крещены раньше других племен, то они первыми "забыли" племенную идентичность, восприняв новую, основанную на названии государства "Русь" и институализированную принадлежностью к Православию. Древляне, будучи более отдаленными от Киева, упоминались еще в середине 12 века, северяне сохранили память о своей идентичности и до позднего средневековья, в виде этнонима "севрюки". Кривичи перестают упоминаться в летописях с 12 века, хотя в иностранных источниках фигурируют до 17-ого. Меря упоминается до 11 века, после чего, противясь крещению, часть из них ушла в Заволжье, смешалась с местными угро-финнами и дала название этносу мари. А другая часть, после принятия Православия, полностью ассимилировалась со славянским населением Северо-Востока Руси. Однако оставила после себя след в топонимах Залесья, например, Галич-Мерский.

Ощущали ли люди севера Руси и ее юга себя одной этнической общностью? Учитывая, что для них главным был конфессиональный маркер, наверное да. Никто не может сказать наверняка, можно сказать точно, что распространение термина "русин", "русские люди" связано в первую очередь с конфессиональной самоидентификацией, а была ли потребность в иной?

Таким образом, мы можем сказать, что формирование некоей "древнерусской народности" осуществилось примерно к 13 веку, и было субъективным восприятием некоей политико-конфессиональной общности, принадлежностью к Русской земле и Русской вере. Наверняка быстрее всего это самосознание формировалось на границах Руси, в местах соприкосновения с иноверцами и подданными других держав. Там возникала потребность самоопределения по отношению к инородцам и иноверцам. Некое "мы" в противовес "им". Русины, а не латиняне, русины, а не бусурмане.
Этим, пожалуй, и ограничивалось этническое самосознание "древнерусской народности". А дальше все были новгородцами, тухольцами, тутэйшими и т.д.

Далее буде.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments