derrickdon (derrickdon) wrote,
derrickdon
derrickdon

Categories:

Этнос и нация. Ч. 3 Раскол русского этноса


Продолжим разговор про этнос и нацию. Итак, мы выяснили, что древнерусский этнос - понятие весьма относительное и эта идентичность базируется во-первых, на осознании принадлежности к Русской земле, во вторых, на принадлежности к Православию, причем именно в русском изводе, т.е. на церковнославянском языке, в третьих, на русском (восточно-славянском) языке в разных диалектных формах. Повторюсь, эта идентичность глубоко вторична в большинстве населения по сравнению с идентичностью местной, общинной. И только в высших, образованных слоях она играет значимую роль, поскольку именно высшие слои так или иначе принадлежат к государству.
Замечу, что надобность в этнической самоидентификации возникает, как правило, при столкновении с ЧУЖОЙ этнической идентификацией. В книге Ивана Франко местные жители постоянно называются тухольцами, а не русинами, потому что именно это было их идентификацией, я об этом уже говорил в прошлой части. Но столкновение с чужеродной монгольской силой приводит к тому, что Захар Беркут в речи говорит уже обо всей Червоной Руси и вообще Руси. То есть общенациональная самоидентификация возникает и усиливается по сравнению с местной именно тогда, когда возникает конфликт с чужой иной этнической общностью. Общая беда объединяет, знаете ли.
Поэтому формирование такого общерусского этнического самосознания начинается на Руси как раз в связи с нашествием монголо-татар, тогда же возрастает роль Православия, как основы общей русской идентичности. Возникают письменные произведения, в которых говорится о единстве народа Руси, и "люди русстие/руськие/рускые" противопоставляются окружающим им иноверцам, поганым, басурманам.
В 14 веке происходит событие, которое в результате приведет к разделению этой только что возникшей русской этнической общности на три разных, хоть и близких по происхождению народа - это вхождение западных русских земель в состав Литвы и Польши. На востоке же русские земли начали объединяться вокруг Москвы. И на востоке и на западе люди по прежнему себя идентифицировали русскими/руськими/рускими, русинами, русаками, и маркером этнической общности по прежнему будет руська мова и православная вера, однако между русинами востока и запада начинают накапливаться культурные различия, связанные с изоляцией друг от друга и разными культурными векторами, особенно после слияния ВКЛ и Польши в единую Рес Публику - Речь Посполитую. На западе вектор был европейский, на востоке вектор был в сторону самоизоляции. На западе русские путешествовали свободно по всей Европе, на востоке каждый раз для выезда за границу требовалось разрешение князя, даже для купцов, о чем мы знаем из "Хождения за три моря". А после возвращения требовалось отмолить грех пребывания на "не православных" землях. Исключением, пожалуй, был Новгород и Псков, а также самый север, где поморы не прекращали регулярные контакты с норвежцами, что привело даже к возникновению русско-норвежского суржика, руссенорска. Но после ликвидации Новгородской и Псковской вечевых республик и эти внешние контакты были закрыты.
С Люблинской Унии, когда южные русские земли ВКЛ вошли в состав коронных польских земель, наметилось дальнейшее разделение между будущими украинцами и беларусами.

Давайте посмотрим на дальнейшие процессы НАЦИОнальные и этнические, которые происходят в Западной Руси? Напомню, НАЦИО- означает субъектные, объективные и институализированные, а этнические - это субъективное самосознание.
В Западной Руси государство перестало быть НАЦИО-образующим институтом. Государство было литовским и польским. Но остался тем не менее, институт, который продолжал поддерживать русское НАЦИОнальное самосознание. Это - Православие. Если шляхтич был православным, он был русский (руський) шляхтич. Если он переходил в католичество, то его потомки были уже польской шляхтой. Так случилось со многими русскими и литовскими родами. Вишневецкие, Радзивиллы, Потоцкие....
Интересно то, что если в Литве практически вся русская шляхта перешла в католичество и приобрела новую НАЦИОнальную идентичность, то в польском пограничье, в УКРАИНЕ, возникло новое явление, которое способствовало возникновению сначала украинской политической нации, а потом и украинской этнической идентичности. Это - Запорожская сечь. Но ее влияние на этногенез украинцев стоит отдельного поста.
В заключение скажу, что период с 13 по 16 век вовсе не было еще ни украинцев и беларусов, был все еще рыхлый русский этнос, однако именно в эти века появились предпосылки для разделения этого единого в принципе этноса на три разные.
Дале буде.
Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments